Понедельник, 16.07.2018, 17:36
Поиск
Мини-чат
Конкурсы
Наш опрос
Нужен школе электронный дневник?
Всего ответов: 868
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0








Школа
Календарь новостей
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031






Главная » 2017 » Декабрь » 10 » Мастер-класс по формирующему оцениванию (Система работы)
21:17
Мастер-класс по формирующему оцениванию (Система работы)

Тема: «Формирующее оценивание»

 

Ф. Ницше: «Жить- значит оценивать»

 

Цель:

  • Дать общее представление о системе формирующего оценивания на уроке математики

     

    Задачи:

  1. Создать мотивацию к изучению темы

  2. Познакомить с суммативным и формативным оцениванием.

  3. Познакомить с практикой работы по формирующему обучению.

     

    Ожидаемый результат: учителя познакомятся с апробированной практикой внедрения формирующего оценивания на уроках математики.

     

    Ресурсы:

  • Презентация «Формирующее оценивание»

     

    Ход семинара:

     

    Психологический настрой на работу.

    Упражнение «Познакомимся поближе» 2 мин

    Инструкция: Задача: больше узнать о партнере.

    Первое, что вам нужно сделать, это повернуться и улыбнуться друг другу.

    Вам дается 2 минуты на то, чтобы вы рассказали друг другу о себе как можно подробнее.

    Хотелось бы, чтобы вы ответили на следующие важные вопросы:

  • Предмет моей гордости;

  • Что я умею делать лучше всего;

  • Какие качества я наиболее ценю в людях?

    Отвечать будем по цепочке. На всю эту работу вам даётся ровно одна минута. Через 60 сек я прерву ваш рассказ.

    Рефлексия. Вы узнали что-то новое друг о друге? Давайте похвалим друг друга. Ну и для этого просто похлопаем (ровно три хлопка).

    Что общего на картинках, которые вы видите на слайде? Попробуйте определить тему моего мастер-класса.

    Да, действительно, сегодня мы поговорим о оценивании на уроке математики.

    Уважаемые коллеги, сейчас я хотела бы чтобы вы решили простую математическую задачку прикладного характера:

     

    В пачке 500 ли­стов бу­ма­ги фор­ма­та А4. За не­де­лю в офисе рас­хо­ду­ет­ся 1200 ли­стов. Какое наи­мень­шее ко­ли­че­ство пачек бу­ма­ги нужно ку­пить в офис на 4 не­де­ли?

     

    Итак, обменяйтесь листочками с решением задачи в парах. Сверьте ответ с доской. И поставите +, если всё решено, верно.

    Что вы сейчас делали?

     

     

     

    А теперь давайте оценим решение задачи по следующим критериям: Решение задачи содержит:

    - Краткая запись;

    - Решение по действиям;

    - Пояснения к действиям;

    - Записан Ответ.

    Итак, получилось, что ваше правильное решение разбилось ещё на 4 мелких действия, которые в ходе решения вы должны выполнить. Какую оценку вы дали своему решению теперь?

    Уважаемые коллеги, обратите внимание, что вы проводили взаимопрезентацию друг друга и решали задачу, то вы были вовлечены в процесс взаимооценивания.

     

    -Что мы знаем об оценивании?

    - Что для вас важнее оценка или отметка?

    - Какие виды оценивания вы знаете?

     

    Тема нашего мастер-класса: «Формирующее оценивание»

     

    Давайте разберём, что же это за словосочетание?

    Учителя начальной школы, конечно, знают и работают с этим уже не первый год, но надеюсь, что и для них сегодняшний мастер-класс станет полезным. И с предполагаемой работой справятся все намного быстрее.

     

    А сейчас я предлагаю поработать в группах над текстом.

    Самостоятельная работа в группах. Заполнение таблицы.

     

Формативное (формирующее) оценивание

Суммативное (итоговое) оценивание

 

 

 

Используя время активно и с максимально эффективно, прочитайте текст, который приводится ниже, и поработайте с представленными идеями.

 

Каждая группа работает со своим текстом.

Ресурс для изучения:

 

Формативное (формирующее) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Формативное оценивание является «неформальным» (чаще всего безотметочным) оцениванием. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь «если результаты оценки используются в целях улучшения процесса обучения с учетом выявленных потребностей, оценка становится «формативной (формирующей)».

 

Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем или совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.

Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование.

 

Суммативное (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т.п.). Отметки, выставленные за проверочные работы, являются основой для определения итоговой оценки.

 

Цель суммативного оценивания – констатирование уровня усвоенности знаний и сформированности умений и компетентностей у учащихся к определенному периоду времени и определение соответствия полученных результатов требованиям стандарта.

(Отрывок из: Джеймс. М. (2002) Оценивание для обучения: что это такое и что говорят об этом исследования? Обучение тому, как учиться. Проект факультета образования, университет Кембридж)

 

 

Совместное обсуждение результатов.

 

Формативное (формирующее) оценивание

Суммативное (итоговое) оценивание

Оценивание для обучения

Оценивание обучения

Непрерывный процесс

Определенный период времени

Причины сильных и слабых сторон учеников

Предоставление отчетности

Корректировка деятельности

Констатирование уровня усвоенности

Предполагает обратную связь

Соотношения достижений с установленными нормами

Учитель - не единственный оценщик

Предусматривает выставление оценок

Направлено на улучшение обучения

Направлено на подведение итогов

Наблюдение

Основано на нормативных документах

Рефлексия по заданию:

Итак, оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является формативным, иначе оцениванием для обучения (ОдО).

 

Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, процедуры сертификации или регистрации продвижения обучения, то оценивание по своей функции является суммативным и иногда называется как оценивание обучения.

 

Ну и, конечно, сегодня я познакомлю вас со своей практикой работы по формирующему оцениванию.

С чего всё начиналось? Сначала это был просто интерес. На начало учебного года школой была выбрана методическая тема: «Формирующее оценивание». Я много была наслышана от учителей начальной школы о практики внедрения в свой учебный процесс. Я начала изучать теорию. И начала с того какие вообще существуют техники формирующего оценивания.

Для вас я приготовила раздаточный материал с описанием техник. Если вы захотите, то потом ознакомитесь с ними подробнее или вспомните, то что уже знакомо.

Когда я вникла в суть самой технологии, то поняла, что приведенные техники не совсем подходят к специфике моего предмета и начала размышлять. Ходила на уроки в начальную школу. Видела их графики продвижения по вычислительным навыкам, неконтролируемые контрольные работы и т.п. Но для себя я искала тот способ, который бы позволял оценить знания и умения каждого учащегося на каждом этапе урока.

Итак, я хочу показать на практике, что собой представляет моя система работы.

«Ведь лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать»

1 этап.

«Разработка темы»

  1. Разрабатывается карта изучения темы, в которую входят основные знания и умения. (Карта отдельно для ученика, отдельно для учителя);

  2. Разрабатывается демоверсия контрольной работы;

  3. Разрабатывается карточка-помощник по типам заданий, алгоритм выполнения заполняется во время решения на уроке;

  4. Разрабатывается краткий справочник по теории.

    (Данные разработки раздаются каждому учащемуся индивидуально, карты изучения темы и теорию вклеиваем в справочник)

     

    2 этап.

    «Урок»

  1. На каждый урок разрабатывается отдельный маршрутный лист урока

    (в нём м/о прописать или оставить для заполнения учащимися темы урока и целей на каждый этап урока. Лист является листом обратной связи и отображает достижения учащегося на каждом уроке. Учащийся самостоятельно оценивает свои достижения и результат заносит в карту (V-понимаю и выполняю, Х – не понимаю, не выполняю). Листы вклеиваются в тетрадь после записи числа и классной работы. В одной тетради мы работаем на протяжении изучения всей темы. Контролируются знания в конце каждого урока в специальных тетрадях – тетрадях для проверки знаний);

  2. Каждый урок начинается с быстрого счёта

    (даётся 5 примеров на 2-3 правила и в течении 3 минут учащиеся их выполняют, после остановки берут ручки другого цвета – зелёные обмениваются тетрадями с соседом и сверяют ответы (+/-) с эталоном на доске. После этого мы начитаем следующую работу:

    Я задаю вопрос: На какое правило был первый пример? У кого ошибка? На полях оставляем пометку, какое правило нужно повторить или выучить. На следующий день задания повторяются. И так до тех пор пока эти 2-3 правила не отработает весь класс)

  3. Далее мы движемся по карте урока, где после каждого этапа или задания я делаю акцент на карту, где учащиеся оценивают свою работы и отмечают принятыми символами свои достижения (обычно в заданиях содержится 3 примера – это сделано с той целью, чтобы увидеть, как происходит процесс решения)

  4. Каждый урок обязательно заканчивается самостоятельной работой, которую учащиеся выполняют в тетрадях для проверки знаний (задания в самостоятельной работе аналогичные тем заданиям, с которыми работали в течение урока). Ответы дублируются в рабочую тетрадь. Потом сдают тетради для проверки знаний и проверяем правильность ответов по эталону. Количество правильных ответов и оценка заносятся в карту урока.

  5. Рефлексия (знаний и умений) проводится с использованием карт урока. Учащиеся анализируют свои достижения и делают пометки над чем им необходимо поработать дома. Далее записывают домашнее задание в котором выбирают те номера заданий, в которых необходимо отработать не усвоенные знания и умения.

    3 этап.

    «Работа с картой изучения темы»

     

     

    Знакомство с техниками формативного оценивания

    Рефлексия. Подведение итогов.

В качестве рефлексии моего мастер-класса я хотела бы предложить технику

Обобщение в одном слове

Категория: Дранишникова Т.Н. | Просмотров: 367 | Добавил: tatka | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]