Вторник, 10.12.2019, 22:49
Меню
Поиск
Мини-чат
Конкурсы
Наш опрос
Нужен школе электронный дневник?
Всего ответов: 1128
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 6
Пользователей: 1
Ashu








Школа
Календарь новостей
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930






Главная » 2014 » Апрель » 22 » Моя методическая тема: работа с текстом на основе таксономии Б. Блума
09:09
Моя методическая тема: работа с текстом на основе таксономии Б. Блума

В обучении на всех предметах школьники сталкиваются с текстами различного характера и содержания. Поэтому мы считаем, что работа с текстом является важной частью учебного процесса. Но не всегда эта работа является продуктивной. Возможно, это связано с там, что современные дети мало читают, при этом чтение их невдумчиво, поверхностно. В своей работе я столкнулась с проблемами: нечеткое понимание темы текста, основной мысли, неумение пересказать текст, кратко изложить основную суть текста.

Каким образом решить данную проблему?

В качестве основания для решения проблемы будет использована таксономия целей обучения, которая является результатом многолетней работы большой группы американских ученых Чикагского университета под руководством Б. Блума. В основу предлагаемого расположения категорий таксономии положен принцип иерархической зависимости: каждая последующая категория сложнее предыдущей и обязательно включает ее. Данная таксономия целей обучения включает шесть уровней.

Каждый из этих уровней мы попытаемся применить для работы с текстом.

 Первый уровень таксономии Б. Блума – «уровень знаний», который при работе с текстом проявляется в запоминании содержания прочитанного и умении воспроизвести полученную информацию.

Данный уровень стоит рассматривать в качестве стартового для возможности последующего движения. Именно для  того, чтобы работать с текстом на последующих пяти уровнях таксономии Б. Блума, на первом уровне необходима тщательная работа: элементарное освоение ключевых идей, понятий и т.п.

Проблемы, связанные с определением темы, основной мысли текста возникают из-за отсутствия понимания прочитанного. Эта проблема находится в области второго уровня таксономии Б. Блума – уровня понимания информации, изложенной в тексте.

Следующий тип образовательных целей в таксономии Б. Блума – применение. Ученики не всегда умеют применять полученную из текста информацию на практике.

Следующий уровень – это уровень анализа, который предполагает классификацию и членение материала на составляющие части. Проблемы, возникающие на этом уровне, проявляются в неумении выделять структурные части текста, микротему и составить план текста, анализировать литературные произведения и осуществлять поиск дополнительной информации для более продуктивной работы с текстом.

Пятый уровень в таксономии Б. Блума соответствует такой образовательной цели как синтез, предполагающий объединение элементов и частей некоего содержания в новую целостность, которая может быть принципиально новой, либо являться новым продуктом. В школьной практике это связано с проблемой создания собственного текста (изложение, сочинение, эссе и т.п.)

Шестой уровень – оценка. Проблемы, возникающие на данном уровне, связаны, в первую очередь, с текстами художественных произведений. Учащиеся часто не могут объективно оценить поступок литературного героя. Возможно, это связано с незнанием эпохи описываемого времени, исторических событий, биографических фактов об авторе.

Для ликвидации проблем, возникших при работе с текстом, мы планируем следующее.

Но на первом этапе необходимо предложить учащимся познакомиться со всем текстом, чтобы представить его целостность, и лишь потом сделать их ответственными за содержание отдельных частей. В этом случае при складывании мозаики будет присутствовать не просто пересказ, а помощь другим в освоении того содержания, с которым каждый детально поработал в экспертных группах.

Также более точно передать текст помогут вопросы, включающие в себя следующие побуждения:

- опишите….;

- перечислите…;

- выберите…

Для уровня понимания предлагается выполнение следующих действий:

- переформулирование собственными словами (или с помощью другой терминологии);

- приведение примеров;

- объяснение;

- выделение в тексте ключевых слов.

Также на этапе понимания можно предложить после индивидуального прочтения текста сформулировать в парах общие вопросы на уточнение, и задать их.

Одним их способов работы с пониманием текста может служить объяснение другому человеку содержания прочитанного.

Следующий уровень – применение – более выражено будет использован на уроках русского языка, где правописание напрямую зависит от умения применять правила.

Задания, которые могут помочь в решении проблем следующего уровня, могут предполагать создание схем, таблиц к изучаемому тексту.

В качестве помощника на данном этапе также может выступать другой текст, например, словарная статья для уточнения значений непонятных слов.

Проделав работу на предыдущих уровнях, ученику будет значительно легче перейти к следующему уровню – синтезу. Основным видом работы на этом уровне является выбор информации из разных текстов, объединенной общей темой. Здесь могут быть использованы задания, которые будут предлагать основания для объединения содержаний текста (или текстов).

Последний уровень предполагает работу учащихся с дополнительными текстами, которые направлены на объяснение, уточнение исходного текста для адекватного оценивания содержания текста.

Пройдя все изложенные этапы, ученик научится полноценно работать с текстом, что, несомненно, пригодится ему в дальнейшем процессе образования.

Категория: Заголько С.А. | Просмотров: 1675 | Добавил: Yurta | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]