Пятница, 05.03.2021, 20:43
Меню
Поиск
Мини-чат
Конкурсы
Наш опрос
Нужен школе электронный дневник?
Всего ответов: 1224
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0







Степной  
Школа
Календарь новостей
«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31







Главная » 2014 » Март » 2 » Подготовка учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории и обществознанию
12:47
Подготовка учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории и обществознанию

Цель моей работы: подготовить учащихся к успешной сдаче экзамена по истории или обществознанию.

Задачи:

1.      На раннем этапе выявить учащихся, которые планируют сдавать экзамен (7-8 класс);

2.      Обеспечить контроль знаний (тестирование учащихся);

3.      Вести мониторинг знаний и умений;

4.      Проводить тематические и практические консультации;

5.      Знакомить родителей с продвижением детей.


Практически каждый год мои учащиеся сдают ГИА или ЕГЭ как по обществознанию, так и по истории. Как правило, большинство учащихся выбирают обществознание, в 9х классах это 70-90% от общего числа, в 11х поменьше. Историю выбирают реже и меньшее количество учащихся. Поскольку часов по учебному плану на обществознание выделяется мало – 1 час в неделю, на историю – 2 часа в неделю, я начинаю готовить детей с 8 класса. Мы с учащимися закупаем единые сборники по подготовке к ГИА, и в течение года они их решают. Результаты тестов фиксируется в свободной ведомости. Для того, чтобы успешно сдать ГИА или ЕГЭ по обществу, нужно знать огромное количество терминов. Ниже вашему вниманию, я представляю приемы, которые использую.

1. Для формирования полного представления о понятии, я работаю по следующему алгоритму:

1.1. Обращение к этимологии слова (например, монархия в переводе с греческого mono – один, archia - власть).

1.2. Выстраивание ассоциаций (например, с понятием монархия ассоциируется король, наследование, неограниченная власть, произвол и т.д.).

1.3. Выделение существенного признака понятия (существенный признак монархии: единоличный правитель, власть по наследству).

1.4. Сравнение с другими понятиями (например, сравним монархию с республикой).

1.5. Выстраивание логических взаимосвязей (например, построение предложений, содержащих информацию о монархии (задание С5 ЕГЭ по обществознанию).

2. Преобразование перечня терминов в логическую схему (например, составьте схему по теме «Система органов власти РФ» из предложенного перечня слов: Верховный суд РФ, парламент, Правительство, Высший Конституционный суд РФ, законодательная власть, Государственная Дума, исполнительная власть, Высший Арбитражный суд РФ, Совет Федерации, судебная власть). Такой прием можно использовать при проведении тематического контроля, зачета; при изучении новой темы можно по ходу составить схему фронтально на класс, либо организовать самостоятельную работу учащихся с последующим представлением своих схем и обсуждением их.

3. Применяю прием технологии критического мышления синквейн, где учащиеся характеризуют заданное понятие (2 прилагательных, 3 глагола, предложение – тезис, синоним к понятию).

4. Для систематизации понятий и их фиксации, учащиеся ведут словарь терминов, который пополняют самостоятельно, когда сталкиваются с проблемой не знания при решении тестов.

5. Прием «Конструирование понятия» (из приведенных ниже слов составь обществоведческое определение, например, своеобразие, отличает, неповторимое, личность, от других людей - индивидуальность).

6. Зачастую, использую в практике типовые задания ГИА и ЕГЭ на отработку и усвоение понятий, такие как, из перечня слов выбрать обобщающее слово; из перечня слов выбрать два лишних слова, выпадающих из общего ряда; соотношение понятий и их значений.

Логика работы с понятиями.

1. При введении нового понятия, учащимся предлагается высказать свои ассоциации относительно изучаемого термина. Фронтальное обсуждение их предложенных слов – ассоциаций.

2. При изучении нового понятия, мы обращаемся к этимологии слова (его первоначальному значению), далее я даю учащимся несколько трактовок одного и того же термина, как правило 2-3 определения для более широкого представления (10-11 класс), в 8-9 достаточного одного определения.

3. Из общего определения или определений выделяем существенный признак или признаки. Если изучаем тему, содержащую несколько терминов, то рассматриваем в сравнении, например, тема форма правления, рассматриваем монархию и республику, даем определение каждой, выделяем существенный признак.

4.Если обществоведческое понятие предполагает виды, подвиды, классификации, то мы составляем схемы.

5. Для отработки и закрепления понятия, использую прием ТРКМ синквейн, например, учащимся дан термин монархия, в логике синквейна, они расписывают данный термин.

6. Для систематизации понятий, учащиеся ведут словарь и каждое новое определение они записывают с словарь, как правило, они ведут его в алфавитном порядке.

7. Затем следует отработка и контроль за знанием, представлением изученных терминов. Использую разные приемы, как правило, это типовые задания ГИА или ЕГЭ.

Для формирования понятийного аппарата, я использую лекционно- зачетную систему.

 

Лекция (от латинского lectio - чтение) – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой – либо теме. Лекция как организационная форма – это особая конструкция учебного процесса. На протяжении учебного занятия, учитель сообщает новый учебный материал. Благодаря тому, что материал излагается в логически выдержанной форме, лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации. Лекция складывается из трех элементов.

1. Во вступлении кратко формулируется тема, сообщается план и задачи, характеризуется теоретическая и практическая значимость темы.

2. В основной части раскрывается содержание темы, обосновываются ключевые идеи и положения, формируется вывод.

3. В заключительной части подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формулируются общие выводы.

Существует несколько видов лекций, я перечислю те, которые использую в практике. Тематическая – изложение материала по конкретной теме.

Информационная – используется объяснительно – иллюстративный метод изложения (теоретический материал сопровождается схемами, таблицами, заметками и т.д.)

Обзорная – содержит обобщенную информацию об определенных вопросах. Эти лекции проводятся для обобщения, систематизации знаний по разделу. Весь курс обществознания состоит из 5 блоков – «Человек и общество», «Экономика», «Политика», «Социальная сфера», «Право».


После того, как теоретический материал учащимся выдан, я раздаю перечень вопросов по данной теме, которые выносятся на зачет. Зачет – это одна из форм контроля. В своей практике, я использую разные виды зачетов:

- письменный – когда учащимся необходимо письменно ответить на вопросы, либо заполнить таблицу, изобразить схему и т.д.

- устный – индивидуальная беседа по заданным вопросам. Фиксирую результат в зачетном листе, завожу такой лист на каждого учащегося, сдающего ЕГЭ.

- комбинированный (устно - практический) – учащиеся сначала сдают индивидуально теорию, затем решают тест по данной теме.

- домашняя зачетная работа (дан определенный перечень заданий в соответствии с темой и кодификатором ГИА или ЕГЭ).

Я веду мониторинг сдачи зачетов, на каждого учащегося завожу зачетный лист (наподобие зачетной книжки студента), в котором отмечаю количество, дату, оценку. Учащиеся могут хранить данные листы у себя, либо они находятся у меня. Такие листы позволяют видеть положение дел учащегося по моему предмету в плане теории.


При подготовке к ЕГЭ, я сталкиваюсь с некоторыми трудностями, решить которые подчас, сама не могу, но и умалчивать о них я не буду, в надежде, что блог учителя будет читаем детьми, родителями, которые для себя сделают определенные выводы. Для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ, учащийся должен в 9м классе сдать ГИА, только в этом случае, можно ожидать успех. В реальности те, кто не сдавал ГИА, заявляется на ЕГЭ, если мы говорим  о повышении качества, то данного противоречия быть  не должно. Как решаю я данную трудность? В сентябре, в профильной группе, я провожу  входящий контроль по базовым знаниям, по его результату можно многое увидеть. Учащимся, классному руководителю и родителям дается результат. Как показывает практика, учащиеся в  сентябре – октябре, определяются, будут ли они сдавать ЕГЭ или не будут.  Большое значение имеет мотивация, если ребенок заинтересован в лучшем результате, если ему этот предмет нужен при поступлении в ВУЗ, то у него есть мотив, с такими учащимся работать одно удовольствие. Как здесь я решаю вопрос? Я достаточно часто опрашиваю учащихся о их намерениях поступления, выбора будущей профессии; я спрашиваю уровень учебного заведения и разъясняю детям, где ЕГЭ по обществознанию нужно, а где не нужно, как правило, ученики делают правильные выводы и еще более точнее определяются с экзаменами. Другое дело, когда ребенок не определился, кем он хочет быть и куда пойти учиться, тут появляется не желание учить предмет, не выполнение требований учителя, в результате неудачи, неудовольствия оценки, низкое качество. Здесь можно провести несколько тестов на профессиональную ориентацию, здесь важна помощь классного руководителя, администрации в плане выездов, когда идет ярмарка учебных заведений или дни открытых дверей, чтобы дети напрямую ощутили себя в определенной сфере деятельности. Ещё один момент, это связь с родителями. Когда родители в курсе дел, тогда они заинтересованы вместе с ребёнком в успехе, это также будет стимулом к лучшему результату. Я всегда стараюсь держать связь с родителями, хотя я и не классный руководитель, а предметник. Я всегда готовлю полную информацию о ребенке, о том, как он готовится к сдаче экзамена, всегда даю рекомендации родителям и детям.

Категория: Агапова В.В. | Просмотров: 2441 | Добавил: Yurta | Теги: история, Агапова В.В., подготовка к ГИА и ЕГЭ, обществознание | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]