Понедельник, 29.04.2024, 21:50
Меню
Поиск
Мини-чат
Конкурсы
Наш опрос
Нужен школе электронный дневник?
Всего ответов: 1306
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0









Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Школа
Календарь новостей
«  Сентябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
График каникул
Расписание каникул:
Осенние каникулы:
29.10.2023 – 06.11.2023 г.,
Зимние каникулы:
31.12.2023 - 08.01.2024 г.,
Весенние каникулы:
24.03.2024 - 31.03.2024 г.








Главная » 2012 » Сентябрь » 12 » МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ №1. Адаптация пятиклассников
11:40
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ №1. Адаптация пятиклассников

Здравствуйте, коллеги! Примерно раз в две недели я буду подкидывать вам «пищу для ума»: интересные материалы, приёмы, игры, - в общем, то, что сможет сделать наши с вами уроки более эффективными, интересными и психологически комфортными. Информацию я буду размещать на сайте школы и на стенде в учительской. Надеюсь, нам удастся организовать обсуждение этих материалов в комментариях к новостям и ещё больше надеюсь – увидеть что-то из мною предложенного у вас на уроках. Тема сегодняшнего «Методического дня» - адаптация пятиклассников.

Адаптационный период длится примерно 2-3 месяца. Это, действительно, сложное время для учеников, родителей и учителей. Пятиклассники учатся ориентироваться системе отношений в классе, осваивают систему или системы требований на разных уроках, примеряют на себе новые роли и обязанности, - учатся взаимодействовать по-новому. Может случится так, что в адаптационный период ребёнок вдруг начинает вести себя иначе: сильный ученик может отмалчиваться на уроках, тот, кто был всегда не заметен, может начать стараться всеми силами выбиться в лидеры… В общем, всё это происходит от того, что младший подростковый возраст имеет следующие особенности:

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • повышенная утомляемость;
  • стремление обзавестись верным другом;
  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  • повышенный интерес к вопросу о "соотношении сил” в классе;
  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
  • отсутствие авторитета возраста;
  • отвращение к необоснованным запретам;
  • восприимчивость к промахам учителей;
  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  • отсутствие адаптации к неудачам;
  • отсутствие адаптации к положению "худшего”;
  • ярко выраженная эмоциональность;
  • требовательность к соответствию слова делу;
  • повышенный интерес к спорту.

Увидеть, адаптировался ребёнок, или нет, можно, наблюдая за ним. Выделяют следующие признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

И дезадаптации:

  • усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • нежелания выполнять домашние задания.
  • негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • беспокойный сон.
  • трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.

В создании условий для успешной адаптации ребёнка участвуют разные субъекты: учителя, классный руководитель, педагог-психолог, родители. Ниже я предлагаю методику, оторую на своё вооружение могли бы взять классные руководители.

МЕТОДИКА "ГЕРБ КОЛЛЕКТИВА”

Цель: определить понимание учащимися направленности коллектива и уровень его сплочённости.

Материалы:

- символы, вырезанные из бумаги: зонт, книга, глобус, кактус, маяк, "скорая помощь” и др.,

- листы ватмана, листа А4;

- фломастеры, карандаши.

Ход проведения. Методика включает два этапа. На первом этапе каждый учащийся должен изобразить на альбомном листе свою эмблему. На ней отображается собственное имя, любимые занятия и увлечения. Эмблема должна быть помещена в круг, квадрат, треугольник или прямоугольник по выбору ребенка.

Оценка первого этапа.

Учитель отмечает, какую форму выбрал каждый из учащихся.

Круг – символ гармонии. Тот, кто выбирает круг, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях.

Квадрат – неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, – вот чем, прежде всего, знамениты истинные квадраты.

Треугольник – очень уверенный человек, который хочет быть первым во всём. Энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их.

Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменения. Это – люди, неудовлетворённые тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поиском лучшего положения.

Кроме того, учитель обращает внимание на наличие зигзагов в эмблеме, что говорит о творческой личности.

Написание собственного имени говорит об отношении ребенка к самому себе, о его самооценке и уровне притязаний.

На втором этапе предлагается коллективная работа. Учащиеся разбиваются на три подгруппы. Каждая из них получают символы, вырезанные из бумаги: зонт, книга, глобус, кактус, маяк, "скорая помощь” и др.. Учитель разъясняет каждый символ. Например, книга – интерес к знаниям; зонт – желание "укрыть” одноклассников от проблем, переживаний; глобус – желание путешествовать, изучать мир и т. д. Из этих символов нужно составить герб класса, отразив главное назначение коллектива и направление его деятельности. Полученные гербы рассматриваются всем классом, выбирается лучший, к нему добавляются символы, которых не достаёт по мнению ребят. После чего окончательный вариант помещается в уголке класса.

Категория: Методический день 2012-2015 | Просмотров: 1330 | Добавил: Yurta | Теги: Качаева Ю.В., ФГОС ООО, методический день, Степной, школа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 5
5 Yurta  
спасибо! лишь бы польза была!
на днях спрашиваю у Любовь Петровны: "Что вы собираетесь сегодня на классном часу делать?".
а она отвечает: "Вашу методику из Методического дня проводить!". Восторгу моему не было предела! Так приятно, что работа не пропадает!
Вот теперь жду отзывов wink

4 kitten  
Юлия Владимировна! Очень интересный способ работы методической службы - информация на сайте и на стенде в учительской. Я думаю - это хорошая помощь в работе учителя и классного руководителя. Творческих успехов! biggrin

3 Yurta  
Коллеги, может, вопросы какие-нибудь есть или предложения на тему статьи? Как вам методика? Будь я классным руководителем, обязательно бы испробовала! Кстати, может пригодиться не только в 5 классе. Точно хорошо подойдёт тем, кто в этом году взял новый класс, - отличный способ познакомиться с ребятами. Что скажете? Два новых классных руководителя в 6 классах. По возрасту вам точно такая штучка подойдёт.

2 Yurta  
Спасибо, ваше предложение учтём!

1 EVMlad  
Здравствуйте. Было бы хорошо, если методики, которые вы уже начали выкладывать оставались не только в новостях, но и на страницах раздела, который можно специально для этого сделать.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]