Понедельник, 29.04.2024, 04:42
Меню
Поиск
Мини-чат
Конкурсы
Наш опрос
Нужен школе электронный дневник?
Всего ответов: 1306
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0









Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Школа
Календарь новостей
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
График каникул
Расписание каникул:
Осенние каникулы:
29.10.2023 – 06.11.2023 г.,
Зимние каникулы:
31.12.2023 - 08.01.2024 г.,
Весенние каникулы:
24.03.2024 - 31.03.2024 г.








Главная » 2013 » Март » 4 » МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ № 10. Психологические особенности младшего подросткового возраста
13:42
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ № 10. Психологические особенности младшего подросткового возраста
Здравствуйте, коллеги! Во вемя обсуждения с управленческой командой Большеулуйской школы требований к уроку по ФГОС мы затронули такой вопрос, как соответсвие то, что происходит на уроке, возрастным особенностям младших подростков. После той беседы я обратилась к школьному психологу Ольге Ивановне Пановой с просьбой подоготовить материалы о психологических особенностях пяти-шести классников. И вот сегодня я уже могу опубликовать их на сайте.
 
 
Этот возраст можно назвать пере­ходным от младшего школьного к младшему подро­стковому. Психологически этот возраст связан с по­степенным обретением чувства взрослости — глав­ного личностного новообразования младшего подро­стка.
 
Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчужде­нии от всех, кто до этого привычно оказывал на ре­бенка влияние, и это в первую очередь семья, родите­ли. Внешне это отчуждение проявляется в негативиз­ме — стремлении противостоять любым предложени­ям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда — кон­фликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ори­ентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирова­ние социальных взаимоотношений, усваиваются навы­ки рефлексии последствий своего или чьего-то пове­дения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.
 
Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ве­дущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность обще­ния. Таким образом, у подростка в стенах школы по­степенно меняются приоритеты.
 
Умственная активность младших подростков вели­ка, но вот способности развиваются только в деятель­ности, которая вызывает положительные эмоции. Ус­пех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высо­кая оценка дает возможность подтвердить свои спо­собности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже кон­фликт. Учитывая физиологические особенности воз­раста (рассогласование темпов роста и развития раз­личных функциональных систем организма) можно по­нять и крайнюю эмоциональную нестабильность под­ростков.
 
Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.
 
Дети в этом возрасте очень интересуются способами развития мыш­ления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других.
 
В жизни детей этого возраста значи­тельное место еще занимает игра, по­этому развитие психических процессов первоначально лучше проводить на неучебном материале.
 
Причиной снижения успеваемости мо­жет быть слабая произвольность пове­дения и деятельности — нежелание, «невозможность», по словам школьни­ков, заставить себя постоянно занимать­ся. Для школьников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность по этому предмету, а субъективное отношение к нему. В этот период жизни ребенка эмоции доминируют, подчиняют себе всю его психическую жизнь, в том числе и течение психических процессов.
 
В общении, при оказании им помощи в учебе важно использовать юмор. Юмор имеет очень большое значение для познавательного развития ребенка в этом возрасте. Дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые взрослым часто кажутся несмешными, глупыми и грубыми. Важно, чтобы взрослые понимали значение юмора для развития детей, были терпимы к детским шуткам и умели использовать юмор в своих целях. Юмор можно использовать для лучшего запоминания учебного материала (нап-р: «Медиана – это такая обезьяна, которая прыгает на сторону и делит ее поровну»).
 
В этом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитной высокой самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощности и др.). Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.
Категория: Методический день 2012-2015 | Просмотров: 1097 | Добавил: Yurta | Теги: ФГОС ООО, школа, Степной | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]