Понедельник, 29.04.2024, 08:42
Меню
Поиск
Мини-чат
Конкурсы
Наш опрос
Нужен школе электронный дневник?
Всего ответов: 1306
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0









Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Школа
Календарь новостей
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
График каникул
Расписание каникул:
Осенние каникулы:
29.10.2023 – 06.11.2023 г.,
Зимние каникулы:
31.12.2023 - 08.01.2024 г.,
Весенние каникулы:
24.03.2024 - 31.03.2024 г.








Главная » 2013 » Март » 13 » МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ №12. Методы и приёмы для поисковой и творческой деятельности
13:43
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ №12. Методы и приёмы для поисковой и творческой деятельности
Здравствуйте, коллеги! Надеюсь, этот материал поможет вам при проведении уроков на основе деятельностного подхода. Автор статьи Александрова И.А., стартья размещена на сайте "1 сентября".
приемы и методы, используемые для организации поисковой и творческой деятельности учащихся.
 
1. Метод символического видения.
Заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. Мастер предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.
 
2. Метод сравнения версий.
Предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые, философы, богословы и т.д. Сравнение происходит после того, как ученики уже предложили свой способ решения.
 
3. Метод «Если бы...».
Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдет, если в мире что-то изменится. Например: «Сегодня в город прибывают варвары. Ваши действия».
 
4. Метод самостоятельного конструирования определений понятий. Формирование новых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у детей представлений и их словесного оформления. После того как состоялось сопоставление и обсуждение предложенных учениками версий, предлагается художественный текст, где используется данное слово. Учащиеся заново формулируют определения, теперь уже ориентируясь на контекст, в рамках которого функционирует данное слово. Затем мастер в случае необходимости может предложить разные варианты определений, которые зафиксированы в словарях, учебниках, справочниках. Разные формулировки остаются в тетрадях учеников как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.
 
5. Метод «ключевых слов».
Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом. Последовательность действий следующая: - учащимся предлагается текст (стихотворение, проза, отдельная фраза и т.д.); - все знакомятся с текстом и выписывают из него или подчеркивают в нем ключевые слова (ключевые именно с точки зрения данного ученика); - участники знакомят всю группу с выписанными словами и поясняют, почему выбор пал на них.. Ученик актуализирует значимый для него смысл и делится своим пониманием текста с другими. 6. Метод эвристического исследования. Выбирается объект исследования - природный, культурный, научный, словесный или иной (лист, камень, поговорка, стихотворение, часть речи). Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: - цель исследования, - план работы, - факты об объекте, - опыты, новые факты, - возникшие вопросы и проблемы, - версии ответов, - рефлексивные суждения.
 
6. Метод конструирования вопросов.
Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту. В качестве объекта изучения могут выступать текст, рисунок, схема, отдельное слово, название произведения, его персонажи, фраза, ситуация, проблема и др. Последовательность работы:
- предъявление объекта изучения;
- индивидуальное конструирование вопросов каждым участником мастерской;
- озвучивание вопросов в группе,
- фиксация всех вопросов на общем листочке; - обмен листочками между группами;
- экспертиза и коррекция предложенных другой группой вопросов (отбор «качественных» с точки зрения содержания и формы);
- выступления экспертов: взаимный анализ и оценка качества составленных вопросов;
- отбор вопросов для последующей работы по построению новых знаний, «ответов».
 
9. Метод смысловых ассоциаций.
Цель метода: актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним «Я». Последовательность действий: - ученику предлагается какое-то слово или слова; - ученик записывает к каждому слову список слов-ассоциаций (т.е. воссоздает свое смысловое, семантическое поле данных слов); - ученик получает задание, связанное с осмыслением данного потока ассоциаций. Например: 1) используя записанные слова, дайте определение исходному слову-понятию; 2) выберите из этого потока ключевое для вас слово; 3) соедините два любых слова из двух соседних столбиков и, используя полученное словосочетание в качестве заголовка, напишите текст-миниатюру и т.д.
 
10. Метод вживания.
Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Рождающиеся при этом мысли, чувства и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может быть выражен им в словесной, знаковой, двигательной, музыкальной или художественно-изобразительной форме. Например: «Представьте, что вы - цветок. Что вы видите, слышите, чувствуете?»
 
11. Метод образного видения.
Предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например: «нарисуйте счастье»; «дорисуйте картину по открывшемуся вам фрагменту» и т.д.
 
12. Прием «Чтение с пометками».
Предполагает «живой» диалог с автором текста, возможно, полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема: учащиеся читают текст, делая на полях по ходу чтения различные пометки, например: «+» - согласен; «-» - не согласен; «?» - есть вопросы, непонятно; «!» - это интересно; «?!» - надо подумать и т.д.
 
13. Прием «Толстый и тонкий» вопрос.
Направлен на формирование умения задаваться вопросами по поводу прочитанного текста. Технология: 1) учащимся предлагается составить и записать вопросы, которые у них возникли по ходу чтения; 2) обсудить составленные вопросы в группе и выбрать среди них «толстые» (т.е. такие, которые требуют размышлений, важные, существенные для понимания данного текста) и «тонкие» (вопросы, требующие однозначного ответа «да» - «нет» или простого привлечения фактов); 3) каждая группа представляет свой набор «толстых» вопросов всему классу. Таким образом формируется мотивационная основа и программа дальнейшей работы над текстом (на основе вопросов, составленных и отобранных самими учениками, а не заданных извне учителем).
 
14. Прием «Закончи предложение» . Его цель - организовать диалог участника мастерской с авторитетным мнением. Технология: 1. Мастер выписывает из текста художественного произведения или критической статьи начало ключевого предложения или предложений, сохраняя последовательность развития мысли автора. 2. В случае, если перед нами текст критической статьи, учащиеся знакомятся с текстом, по поводу которого рассуждает автор статьи. Если нет, сразу переходим к пункту №3. 3. Закончить предложение. 4. Познакомиться с версиями других учеников. 5. Познакомиться с авторским вариантом. 6. Рефлексия.
 
15. Прием «Панель». Цель: дать возможность всем желающим высказать свою точку зрения, создать условия для возникновения вопросов, разных способов решения той или иной задачи-проблемы. Технология: 1) Мастер предлагает аудитории какое-то слово, фразу, цитату и т.д. 2) Тот участник, который имеет какое-то мнение по данному вопросу и желает его высказать, выходит на открытое место (обычно в классе это место перед доской), где уже стоят полукругом стулья, и делится своим пониманием данного вопроса. 3) Вступить с ним в диалог, высказать мнение, может быть, совершенно иное, может только тот участник, кто присоединится к первому, тоже выйдет к доске - на «панель». 4) Каждый решает для себя, кем быть: зрителем или активным участником процесса. 5) Тот из активных участников, кто считает, что все сказал, может снова стать зрителем. Задача мастера: провоцировать участников на свободное выражение своего мнения.
Категория: Методический день 2012-2015 | Просмотров: 2337 | Добавил: Yurta | Теги: ФГОС ООО, школа, Степной | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]