Вторник, 26.05.2020, 03:26
Меню
Поиск
Мини-чат
Конкурсы
Наш опрос
Нужен школе электронный дневник?
Всего ответов: 1187
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0










Школа
Календарь новостей
«  Ноябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930






Главная » 2014 » Ноябрь » 18 » Методический день № 35. Приёмы в технологии критического мышления
14:46
Методический день № 35. Приёмы в технологии критического мышления

Ещё один мой вклад в конструктор урока - это некоторые приёмы работы в технологии критического мышления, которая во многом соответствует задачам ФГОС. В данном тексте -  сами приёмы и примерная раскладка для разных видов урока. 

Приём "Таблицы"

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Предлагаю рассмотреть несколько табличных форм. Это таблица ЗХУ, концептуальная таблица, сводная таблица. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени – это стратегии ведения урока в целом.

Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)

З – знаем    Х – хотим узнать     У – узнаем

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать

 

 

 

 

Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спрашиваю, что они знают. Показываю  им картинку или предмет или обсуждаю с ними  то, что знаю сама. Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписываю их на доску в первую колонку таблицы.
В колонку «Хочу узнать» предлагаю внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока. Затем обучающиеся читают новый текст, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста предлагаю заполнить колонку «Узнал». Располагаем  ответы напротив поставленных вопросов. Далее обучающимся предлагаю сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста. При этом желательно излагать  сведения, понятия или факты  только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.

“Концептуальная таблица”

используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам.  Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

 

Категория сравнения

Категория сравнения

Категория сравнения

Факты

 

 

 

Факты

 

 

 

 

В зависимости от цели, поставленной на уроке, таблица может заполняться учащимися на уроке или дома, постепенно или вся целиком как результат обобщения. Затем проводим  обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление; сравнение сил.
В дальнейшем учащиеся при составлении таблиц могут сами выбирать объекты сравнения или линии сравнения.

Прием «Составление кластера»

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации.

Прием "Кластеры" использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов.
В зависимости от цели  можно организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения.
Например, задание: составьте кластер к слову «Треугольник». Обучающиеся  выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом.

Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют на начало урока. Затем читают параграф учебника «Треугольник» и продолжают работу по составлению кластера, это позволит сделать кластер более полным.
 

Приём  "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"

Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем,  описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
Затем просьба к  учащимся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Приём  «Толстые и тонкие вопросы»

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.
Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу:

?

?

  • кто...
  • что...
  • когда...
  • может...
  • будет...
  • мог ли...
  • как звали...
  • было ли...
  • согласны ли вы...
  • верно...
  • дайте объяснение, почему...
  • почему вы думаете...
  • почему вы считаете...
  • в чем разница...
  • предположите, что будет, если...
  • что, если...

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.

Обучать детей навыку различать вопросы уже можно начинать со 2 класса. Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".
2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".
3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.

Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов.

  • После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.
  • При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.
  • Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.
  • Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать – необходимо поощрять даже незначительные успехи.
  • При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому нужно грамотно детей разделить на группы.

Приём Инсерт (insert)

I – interactive: самоактивизирующая "У" – уже знал;
N – noting: системная разметка "+" – новое;
S – system: для эффективного "–" – думал иначе;
E – effective: чтение и размышление "?" – думал иначе.
R – reading
T – thinking

При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).
Пометки должны быть следующие:
v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.
Прочитав учебный текст один раз, возвращаемся к своим первоначальным предположениям.
Следующим шагом может стать заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

«V» – знаю

«+» – новое

«?» – вопросы

 

 

 

 

Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и четким.

На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, т.е. усвоенное знание проговаривается.

Модель построения уроков в технологии развития критического мышления

Тип урока

Работа с информационным текстом

Работа с художественным тестом

Взаимо­обучение

Урок-ис­сле­дование

Вызов

Мозговой штурм; кластер; рассказ; подсказка, тонкие и толстые вопросы и т.д.

Рассказ- предположение по ключевым словам (по заголовку);  графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций и т.п.

Верные-неверные суждения; корзина идей и т.д.

Мозговой штурм

Осмысление

Маркировка текста;
ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.п.

Чтение с остановками; маркировка текста; дневник, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

Зигзаг (мозаика)

Заполнение таблицы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

Рефлексия

Возвращение к кластеру

Кластер, составление словаря по тексту произведения, написание сочинения, исследование по отдельным вопросам

Сводная таблица

Предсказание

 

 

Категория: Методический день 2012-2015 | Просмотров: 912 | Добавил: Yurta | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 5
4 пгн   [Материал]
Юлия Владимировна! Вообще-то эти дистанционные семинары - вещь куда лучше очного. По времени не затратно, и учителю, если ему надо расти, самому будет над чем подумать на досуге. Единственно, мой совет: с группой учителей отработайте некоторые приемы и проведите мастер-классы. И вам зачтется, и у всех настрой изменится. Семинары-практикумы ведь никто не отменял и от них только польза. Извините за , может быть, неуместный совет учителя-стажиста, но он дельный.

0
5 Yurta   [Материал]
Галина Николаевна, я с большим вниманием и большой благодарностью отношусь к каждому мнению! Поэтому огромное спасибо! Сегодня встречались с основными предметниками 5 классов, набросали уроки. Ещё бы попробовать с кем-нибудь и посмотреть, что получается. А потом обобщу и пойму, как лучше дальше. Очные конструктивные встречи - как бальзам на душу!

0
3 Yurta   [Материал]
Галина Николаевна, благодарю  за комментарий! К вопросу, зачем вам это надо, думаю, вы соскучились по бурной деятельности wink ещё думаю, что вы можете быть отличным примером для других и у вас есть огромный опыт, который, если переложить на чуть-чуть новые рельсы, будет отличной иллюстрацией к стандарту.
По поводу конспекта урока вы, конечно, правы. Готовый план (шаблон, конспект) - это старт. Конспекта урока может не быть совсем, но это высший пилотаж, когда учитель может в голове удерживать задачность (во многом не предметную) и вести урок "от детей". Вы называете это мастерством. И это к вопросу именно о подходе. Когда подход - в голове, в крови у учителя, а дальше - средства.

0
1 Yurta   [Материал]
На мой взгляд, подборка получилась неплохая: скелет урока с этапами и подходом, этапность работы с текстом, приёмы работы (с указанием этапа, на котором они могут быть использованы). Теперь готова по вашему запросу создавать с вами уроки! Причём с удовольствием! На этой неделе могу уделить вам время в субботу после уроков, на следующей неделе понедельник и четверг в течение всего дня (т.е. в ваши окна в том числе), в остальные дни - после уроков. 
Надеюсь, слова о готовности к сотрудничеству прейдут в эффективную работу!

2 пгн   [Материал]
Юлия Владимировна! Я в очереди на четверг следующей недели (в течение дня) Сделаю попытку выстроить урок сама, затем к Вам. Казалось бы, зачем мне уже это? surprised Но все-таки, какой-то интерес (вроде кроссворда-сканворда) это вызывает. Конструктор уроков у меня есть свой, но воспользуюсь и Вашим материалом. А по-моему, не важно, какие приемы изберем, важно, как это встроить в структуру урока в системно-деят подходе. И еще, самообразовываясь, я тут нашла интересное отличие уроков в деят. подходе: готового конспекта, как было в традиции нет. Есть ситуация и проблема, а дальше- дело мастерства учителя.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]