Пятница, 19.04.2024, 08:54
Меню
Поиск
Мини-чат
Конкурсы
Наш опрос
Нужен школе электронный дневник?
Всего ответов: 1306
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0









Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Школа
Календарь новостей
«  Ноябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
График каникул
Расписание каникул:
Осенние каникулы:
29.10.2023 – 06.11.2023 г.,
Зимние каникулы:
31.12.2023 - 08.01.2024 г.,
Весенние каникулы:
24.03.2024 - 31.03.2024 г.








Главная » 2014 » Ноябрь » 18 » МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ № 36. Приёмы работы с текстом
15:16
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ № 36. Приёмы работы с текстом

И, на мой взгляд, самое интересное - приёмы работы с текстом. Взяты они мною из книги "Игры – обучение, тренинг, досуг" (под ред. В.В.Петрусинского). М. Новая школа, 1994. Это вариант сокращённый, с желающими могу поделиться книгой целиком. Надеюсь, каждый сможет найти в ней что-нибудь интересное для себя!

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Внимание! Приготовьте бумагу и карандаш. Быстро и внимательно прочитайте учебный текст. (Гонг). Вы познакомились с текстами. Сейчас вы посмотрите текст еще раз, и мы начнем соревнование. (Гонг). Нужно будет придумать наиболее подходящее слово, характеризующее данный текст, т.е. охарактеризовать тему учебного материала одним словом. (Гонг). Затем нужно будет охарактеризовать данный материал одной фразой, а после — найти в нем какой-то секрет, особенность, т.е. то, без чего данный текст был бы лишен смысла. Итак, просматриваем текст го­товимся к соревнованию. Слова, фразы и найденный "секрет" можно за­писывать. Внимание, начали! (Гонг). Сейчас по очереди вы будете читать свои слова, а все — внимательно слушать и выбирать более точное, ори­гинальное, остроумное. Сначала — слова. Пожалуйста! (Гонг). Отметим лучший вариант. (Гонг). Теперь, пожалуйста, ваши фразы! Начали! (Гонг). Отметим лучший вариант. (Гонг. Теперь "секреты", пожалуйста! (Гонг). Давайте подведем итоги соревнования. Ведущий, отметьте игроков, при­думавших лучшие варианты. (Гонг). Спасибо! Игра окончена. (Гонг).

ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ

Приготовим бумагу и карандаш. Перед нами текст. Прочитаем его, ста­раясь как можно лучше понять. (Гонг). Теперь законспектируем текст; в ваших конспектах не должно быть слов и предложений, а только либо рисунки, либо схемы, либо какие-то символы (постарайтесь совсем избе­гать слов). Изобразить текст можно по частям — по абзацам, тогда пол­учится несколько опорных сигналов. Итак, прочитаем еще раз текст. Начали! (Гонг). Чтение закончили. Теперь, пожалуйста, изобразите опор­ные сигналы этого текста на ваших листочках. Пожалуйста! (Гонг). По­жалуйста, продемонстрируйте ваши схемы по очереди, объясните их, а все будут оценивать и выбирать лучшего игрока. Учитывайте также юмор и оригинальность изображаемого. Итак, слушаем вас всех по по­рядку. (Гонг). Поздравим победителей. Ведущий, Вам слово. (Гонг). Игра окончена: Спасибо. (Гонг).

ВОПРОС - ОТВЕТ

Перед вами текст. Быстро и внимательно прочитайте его (Гонг). Теперь разделимся на две команды. Пусть левая команда будет задавать вопро­сы, правая — отвечать. Соревнование на лучший ответ и лучший вопрос по учебному тексту. Будут учитываться активность участников команд и, конечно, количество и глубина заданных вопросов и качество ответов, а также юмор, оригинальность, находчивость. Команды, еще раз внимательно прочитайте текст. (Гонг). Теперь за 1—2 минуты левая команда придумает свои занимательные вопросы (можно кратко записать), а правая — обсудит текст, выделит в нем главное, чтобы оценить качество   задаваемых вопросов. Пожалуйста, готовьтесь к турниру (Гонг). Время на подготовку закончилось. Пожалуйста, правая команда, задавайте вопросы противникам, а левая команда постарается ответить. Начали! (Гонг). Итак, давайте оценим проведенную, игру. Ведущий, определите победите­лей. Пожалуйста! (Гонг). Игра окончена. Спасибо. (Гонг).

ВИКТОРИНА

Перед вами текст. Прочитайте его, пожалуйста. (Гонг). Разбейтесь на две команды. Сейчас левая команда должна обозначить абзацы цифрами и придумать вопрос-загадку к каждому абзацу текста. Затем эта команда в разбивку задаст свои вопросы-загадки правой команде. Правая коман­да должна ответить на вопрос и сказать, к какому абзацу он относится. Итак, еще раз посмотрите текст, договоритесь о нумерации абзацев и сформулируйте вопросы-загадки. Начали! (Гонг). Теперь, левая команда, вам дается время на подготовку вопросов-загадок, а правая в это время обсудит текст, выделив в каждом абзаце главную мысль. Потом мы будем оценивать оригинальность вопроса-загадки и оригинальность ответа, в том числе юмор, веселость и находчивость игроков. Внимание, начали! (Гонг). Время на подготовку истекло. Пожалуйста, левая команда, ваши вопросы. (Гонг). Внимание, правая команда, вам слово! (Гонг). Ведущий определите победителя! (Гонг). Спасибо. Игра окончена. (Гонг)

УЧЕНЫЙ СОВЕТ

Перед Вами учебный текст. Пожалуйста, прочитайте его внимательно в течение заданного отрезка времени., (Гонг). Теперь давайте распределим роли: редактор, автор, критик, незнайка, специалист. Кто еще может выступать на ученом совете?! Подсказывайте. Пожалуйста — каждому свою роль. (Гонг). Сейчас каждый в своем амплуа должен изложить учебный текст. Остальные члены ученого совета оценивают выступле­ния. Выигрывает самый оригинальный выступающий, наиболее интерес­но изложивший учебный текст. Члены ученого совета имеют право добавить и дополнить выступления друг друга. Итак, слушаем выступле­ния членов Совета. Ведущий, руководите! (Гонг). Подведем итоги. Поздра­вим победителей. (Гонг). Всем спасибо. (Гонг).

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Перед вами учебный текст. Внимание! Прочитаем его. (Гонг). Теперь, пожалуйста, сядьте в круг. Мы сейчас будем пересказывать текст кол­лективно. Слева направо, по порядку, вы будете говорить существитель­ное, которое наиболее точно соответствует каждому маленькому кусочку текста в его естественном порядке. Причем каждый последующий называет существительные, произнесенные перед ним другими игроками, и далее добавляет свое. Таким образом, мы должны воспроизвести учебный текст существительными, его основную идею. Еще раз внимательно про­читаем текст от начала и до конца. Пожалуйста (Гонг). Теперь начнем слева направо воспроизводить учебный текст существительными, повто­ряя по очереди все, сказанное перед нами и добавляя далее свое. Начали (Гонг).  Итак, вот что у нас получилось. Что можно еще добавить? Веду­щий, определите, кто точнее и остроумнее подбирал нужное для текста слово (Гонг). Спасибо. Игра окончена (Гонг).

МОМЕНТАЛЬНОЕ ФОТО

Внимание. Разделитесь на две команды. Приготовьтесь к соревнова­нию команд. Возьмите для каждой команды бумагу и карандаши. (Гонг) Сейчас вам в течение очень короткого времени будет продемонстриро­ван текст. Вы должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды вместе могут восстановить по памяти Затем все вместе обсуждают и сравнивают, какая команда воспроизведет больше текста. Итак, приготовьтесь восп­ринять как можно больше текста за одно мгновение времени Начали (Гонт). Теперь, пожалуйста, зафиксируйте то, что вы запомнили. Участ­ники команд, помогайте своей команде! Начали (Гонг). Теперь обсудим воспроизведенное, сравним результаты команд и, может быть, что-то добавим. Ведущий, пожалуйста (Гонг) Поздравляем победителей. Спаси­бо Игра окончена. (Гонг).

ЛУЧШИЙ ВОПРОС

Перед вами учебный текст. Давайте его прочитаем (Гонг). Теперь каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного тек­ста. Вопрос, ответ на который показывает совершенство овладения этим материалом, дает возможность увидеть его с самой интересной стороны. Итак, еще раз прочитаем текст и придумаем интересный вопрос. Пожа­луйста! (Гонг). Теперь немного времени на обдумывание, свой вопрос можно записать Пожалуйста! (Гонг). Ну, а теперь послушаем вопросы Команды по порядку будут их задавать, а остальные — отвечать на них как можно полнее. Начали (Гонг) Итак, давайте решим, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным Ведущий, определите победителей' (Гонг) Поздравим победителей. Спа­сибо. Игра окончена (Гонг).

ПЕРЕСКАЗ ПО КРУГУ

Давайте прочитаем текст. Внимание (Гонг) Теперь встанем в круг Ведущий, стоящий в центре, закрывает глаза, кружится на месте и указывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее, по часовой стрелке, каждый говорит по одной фразе из учебного текста. И так до его конца. Итак, пересказываем текст по фразе. Ведущий, встаньте в центр, закрывайте глаза, кружитесь и указывайте, с кого начнем пересказ текста. Начали (Гонг). Теперь еще раз прочитаем текст. Пожалуйста (Гонг). Давайте исправим ошибки, если они есть, и дополним пересказ текста, поскольку, наверно, было что-то упущено. Пожалуйста, также по часовой стрелке, начнем с того, на кого укажет ведущий. Начали (Гонг). Теперь определим самого актив­ного ученика Ведущий, пожалуйста, поздравьте победителя (Гонг). Спа­сибо, игра окончена (Гонг)

ЗАПРЕЩЕННЫЕ ВОПРОСЫ

У нас у всех есть любимые занятия или, как сейчас говорят, хобби.  Давайте представим, что мы все — общество спортсменов-рыболовов или охотников, или автомобилистов, или горнолыжников. В общем, выбирай­те, какое у нас будет общество (Гонг) Теперь прочитаем заданный нам учебный текст как бы глазами выбранного вами специалиста (Гонг). Теперь по очереди задаем ему вопросы по тексту, исходя из того, что мы являемся членами этого общества Т.е. вопросы задаем по тексту, но специальные термины текста использовать нельзя, можно использовать только тематику, термины нашего общества, нашего общего дела. Кто задает вопрос с нарушением правил — выбывает из игры. Старайтесь придумать как можно больше вопросов по существу текста, используя тематику общества, к которому мы относимся. Выигрывает тот, кто останется. Начали (Гонг) Ведущий, определите победителей (Гонг). Спасибо. Игра окончена (Гонг).

СКАЗКА

Нам дан учебный текст. Давайте его прочитаем (Гонг).Теперь приду­майте сказку по заданному тексту, понятную даже детям, но так, чтобы ее основная мысль, основная нить отражала существо учебного текста, с любыми героями и любым сюжетом. Это у нас будет конкурс сказочни­ков. Чтобы придумать хорошую сказку, нужно еще раз прочитать текст — быстро и внимательно. Начали (Гонг). Ну, вот теперь придумаем сказку, о том как. Дальше будем слушать всех по очереди. Можно кратко записывать, если вам так легче готовиться. Итак, вам дается небольшое время на подготовку (Гонг). Теперь послушаем сказки Нача­ли! (Гонг). Ведущий, определите победителей и не забудьте учесть ориги­нальность придуманного, юмор и необычность сказки (Гонг) Всем спасибо Игра окончена (Гонг)

ОТВЕТ - СЛОВО

Давайте прочитаем текст Внимание' (Гонг) Теперь, пожалуйста, каж­дый должен задать вопрос и каждый ответить на чужой вопрос. Отве­чать нужно в одно слово Это слово должно выражать суть ответа на заданный вопрос, быть ключевым словом ответа Итак, приготовимся задавать вопросы и предельно коротко, по существу, отвечать на них Выигрывает тот, у кого, по общему мнению, будет самый удачный воп­рос или ответ. Прочитаем еще раз текст. (Гонг). Теперь, пожалуйста, немного подумайте, и мы приступим к перекрестному опросу (Гонг, пауза 15 сек) Пожалуйста, начинаем Задавать вопрос и отвечать на него будут игроки, выбранные ведущим. Начали' (Гонг). Оценим наибо­лее удачные вопросы и ответы Ведущий, определите победителей (Гонг). Спасибо Игра окончена (Гонг)  

ДРЕВО МУДРОСТИ

Сначала быстро, но внимательно прочитаем текст. (Гонг). Теперь каж­дый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. Пожалуйста, возьмем ручку, лист бумаги, придумаем и запишем вопрос. (Гонг). Пожалуйста, заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дере­ву Роль дерева может выполнять ведущий (Гонг) Теперь по очереди каждый подходит к дереву, "срывает" записку, и как можно более полно отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде чем мы начнем срывать с дерева листочки-вопросы, давайте еще раз быстро прочтем заданный текст Начали (Гонг). Ну вот, теперь по очере­ди срываем вопросы и приступим к ответам, пожалуйста! (Гонг). Веду­щий, определите победителя (Гонг) Поздравим лучших знатоков Всем спасибо (Гонг)

ДОКЛАД

Давайте прочитаем текст (Гонг). Теперь, пожалуйста, передайте содер­жание этого текста при помощи рисунков, знаков, схем и передайте такую шпаргалку соседу справа (Гонг) Теперь каждый делает доклад по данному тексту, используя рисунки или схемы своего соседа Пожалуй­ста, начинаем' (Гонг) Ведущий, кто, по-вашему, сделал доклад более подробно, с юмором, кто представил лучшее наглядное пособие? (Гонг) Поздравим победителей (Гонг). Спасибо Игра закончена (Гонг)

ЧАСТИ ТЕКСТА

Познакомимся с учебным текстом, внимательно и быстро его прочита­ем (Гонг). Теперь разделимся на 4 группы (Гонг). Одна группа будет на­зываться "введение", вторая — "основная мысль", третья — "заключение", четвертая — "дополнение" Играющие каждой группы на­чинают пересказывать часть текста по порядку, "введение", "основная мысль", "заключение" Группа "дополнение" имеет право взять слово по­сле выступления каждой группы Начали. (Гонг). Теперь еще раз посмот­рим текст, сравним его с информацией, воспроизведенной нами, и определим, какая группа точно соответствовала своему назначению (Гонг). Ведущий, определите победителей и поздравьте их. (Гонг). Спаси­бо, игра закончена (Гонг).

ДОТОШНЫЙ УЧЕНИК

Мы знаем, что для хорошего усвоения материала иногда нужно уметь запомнить самые мелкие подробности текста. Сейчас мы прочитаем текст быстро, но внимательно, затем вы составите список вопросов У кого этот список будет длиннее и дотошнее, тот и выиграл в этом сорев­новании. Итак, внимательно читаем текст, чтобы составить вопросы На­чали! (Гонг). Текст прочитали, теперь перейдем к вопросам Желательно, чтобы вопросы охватили весь материал и все его тонкости Запишите, пожалуйста! (Гонг). Сейчас по порядку вы будете задавать свои вопросы всем обучаемым, а они по очереди будут кратко отвечать на них. Отве­чает тот, на кого указывает ведущий Затем определим самого дотошного ученика Итак, ваши вопросы, пожалуйста (Гонг). Ведущий, определите, кто занял первое место И завершите игру (Гонг).

 

 

 

Категория: Методический день 2012-2015 | Просмотров: 952 | Добавил: Yurta | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Yurta  
0
Согласна. В прошлом году пробовали на основе этих игр делать отдельные уроки. По отзывам, было неплохо. Даже под них делали критериальные оценки. Жаль, не прижилось. Вариант взять один приём и отрабатывать - вариант отличный!
А так, буду рада, если что-то из предложенного появится и в старших параллелях.

1 пгн  
Юлия Владимировна! Эти приемы хорошо встраиваются в 8-11 классах (там техника чтения мало-мальски отработана). Я опробовала несколько раньше. Результат... wink . По-моему, эту книгу я отдала для пользования Олесе Александровне. В 5-7 классах лучше что-то искать другое, или брать один прием и отрабатывать, что занимает много времени на уроке. Дети еще плохо понимают, что от них требуется, а здесь надо действовать оптимально быстро. Но ради интереса опробовать можно.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]