Вторник, 26.05.2020, 03:29
Меню
Поиск
Мини-чат
Конкурсы
Наш опрос
Нужен школе электронный дневник?
Всего ответов: 1187
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0










Школа
Календарь новостей
«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031






Главная » 2012 » Октябрь » 15 » МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ №5.Проектная и учебно-исследовательская деятельность
09:47
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ №5.Проектная и учебно-исследовательская деятельность

Здравствуйте, уважаемые коллеги! В связи с тем, что мы запустили модули в 5 классе, в основу которых легли проектная и учебно-исследовательская виды деятельности. А так же с тем, что мы начинаем подготовку к краевому семинару по проектной деятельности школьников. Предлагаю вам для размышления фрагмент из «Примерной образовательной программы основного общего образования» под редакцией Воронцова.

Одним  из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение  учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, имеющую  следующие особенности:

1)     цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это  означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков  в предметной области определенных  учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

2)     учебно-исследовательская и проектная  деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Строя различного рода отношений в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

3)     организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание  различных  видов  познавательной  деятельности. Эти виды деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду  деятельности

Учебно-исследовательская и проектная  деятельность имеет как общие, так и специфические  черты.

К общим характеристикам  следует отнести:

·       практически значимые цели и задачи исследовательской и проектной  деятельности;

·       структуру проектной и учебно-исследовательской  деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков  работ; проведение проектных работ или исследования; оформление  результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;

·       компетенцию в выбранной  сфере  исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокую мотивацию;

·       итогами проектной и исследовательской  деятельности  следует считать не столько предметные  результаты, сколько интеллектуальное, личностное  развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно  работать, уяснение  сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Специфические  черты (различия) проектной и учебно-исследовательской  деятельности отражены в таблице:

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская  деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного  результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования.

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат.

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

 

            Этапы учебно-исследовательской деятельности и возможные направления  работы с учащимися на каждом из них. Реализация каждого  из компонентов в исследовании предполагает владения учащимися определенными умениями.

 

Этапы учебно-исследовательской  деятельности

Ведущие  умения  учащихся

1.    Постановка проблемы, создание проблемной  ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы

Умение видеть проблему приравнивается к проблемной  ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении  проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств;

Умение ставить  вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему;

Умение  выдвигать гипотезы - это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования;

Умение структурировать тексты является частью умения работать с текстом, которые включают достаточно большой набор операций;

Умение давать определение понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности  понятия либо установление значения термина.

2. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования.

 

Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации.

3. Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария

Выделение материала, который будет использован в исследовании;

Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные);

Вопросы, предлагаемые для обсуждения и пр.

4. Поиск  решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов включают:

Умение  наблюдать, умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; использование разных источников информации; обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям; умение делать выводы и заключения; умение классифицировать.

5.Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного  продукта, формулирование нового знания включают.

Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.

 

  Этапы организации  учебно-исследовательской и проектной  деятельности         в основной школе

Для формирования в основной  школе проектирования как совместной формы деятельности взрослых и детей, для формирования способности подростков к осуществлению ответственного выбора, необходимо выделить в образовательном пространстве школы (учебного блока) несколько подпространств – подготовки, опыта и демонстрации, поскольку именно эти три этапа выделяются как в структуре проекта, эксперимента, так и в структуре индивидуального ответственного действия.

Подготовка подразумевает формулирование замысла, планирование возможных действий. Опыт подразумевает пробу осуществления замысла, первичную реализацию. Демонстрация предполагает окончательную реализацию замысла, своеобразный отчет о связи замысленного и реализованного. Фактически это этап оценки состоятельности своего замысла.

            В оценке результата проекта (исследования) учитывается:

1)     участие  в проектировании (исследовании): активность каждого участника в соответствии с его возможностями; совместный характер принимаемых решений; взаимная поддержка участников проекта; умение отвечать оппонентам; умение делать выбор и осмыслять последствия этого выбора, результаты собственной деятельности;

2)     выполнение  проекта (исследования): объем освоенной  информации; ее применение для достижения поставленной цели;

3)     также могут оцениваться: корректность применяемых методов исследования и методов представления результатов; глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; эстетика оформления проекта (исследования).

Процесс  проектирования и исследований на протяжении всей основной школы проходит несколько стадий:

На переходном этапе (5-6 классы) в учебной  деятельности используется специальный тип задач – проектная задача.  Под  проектной задачей понимается задача, в которой через систему или наоборот заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе  решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий, которые являются реперными точками, задать возможные «стратегии» ее решения. Фактически  проектная задача задает общий способ  проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.

Отличие  проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения.

Педагогические эффекты от  проектных  задач.

·       задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении  поставленной ими самими задачам. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе;

·       учит  (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания;

·       дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.

            Таким образом, в ходе решения  системы  проектных задач у младших подростков (5-6 классы) формируются  следующие способности:

·       рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

·       целеполагать (ставить и удерживать цели);

·       планировать (составлять план  своей деятельности);

·       моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);

·       проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;

·       вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или  аргументировано отклонять точки зрения других).

            Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач являются экспертные карты (оценка процесса решения) и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов». Как итог учебного года для учителя важна динамика в становлении класса (группы) как учебного сообщества, в развитии способностей детей ставить задачи, искать пути их решения. На этапе решения проектных задач главной является оценка процесса (процесса решения, процесса предъявления  результата) и только потом оценка самого результата.

            Итак, проектные  задачи на образовательном переходе (5-6 классы) есть шаг к проектной деятельности в подростковой школе (7-9 классы)

Категория: Методический день 2012-2015 | Просмотров: 1831 | Добавил: Yurta | Теги: ФГОС ООО, школа, Степной | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]