- Наши филиалы
Культурные мероприятия [455] |
Спортивные мероприятия [167] |
События за пределами школы [235] |
Конкурсы [168] |
Образовательные события [393] |
ФГОС ООО [161] |
Методический день 2012-2015 [65] |
ФГОС СОО [21] |
Новости филиалов [26] |
Новости начальной школы [190] |
Планы [14] |
Выпускники [32] |
Летний отдых [104] |
Инновационная площадка [3] |
Методический день [19] |
Спортивный клуб "Виктория" [5] |
13:11 МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ № 33. Урок в контексте ФГОС | |
Новый государственный федеральный стандарт - это документ прежде всего возрастно ориентированный. Так же из него вычитывается рамка деятельности. Попробуем приложить эти точки к основной единице образовательного процесса - уроку и понять, каким он должен в свете ФГОС ООО быть. Исходя из динамики работоспособности, психологи выделяют следующие этапы урока. Первые 3-5 минут - этап врабатываемости. Затем 20 минут - этап оптимальной работы. Затем требуется переключение формы работы, в которой основная деятельность может быть продолжена ещё в течение 10 минут. И последние 5 минут - завершение. Теперь наложим на эти этапы следующие параметры: деятельность, сотрудничество, коммуникация (это часть учебно-познавательных и учебно-практических задач). Этап врабатываемости Данный этап в контексте деятельности соответствует этапу нащупывания проблемы и постановки цели и задач. На этом этапе ученики должны понять, какая часть учебного материала будет изучена, на какие вопросы и в какой последовательности надо будет ответить. Как это всё относится к тому, что было изучено ранее. Как это должно быть сделано исходя из особенностей возраста? Ребёнок хочет быть взрослым, ему важно знать, что с ним будет происходить, ему важно влиять на это. Поэтому этот этап - живая беседа с детьми на равных. Где мнение детей по поводу того, как будет изучаться материал принимается или обсуждается. Он должен закончиться зафиксированной целью урока, зафиксированными задачами и описанием продукта и результата, который в конце урока будет достигнут. Допускается предъявление цели урока учителем, однако в таком случае задачи должны обсуждаться. Как можно это организовать? 1. Можно работать с картой темы, когда на вводном уроке строится схема освоения темы, в неё вносятся основные понятия, часть из них раскрывается исходя из имеющихся знаний, часть остаётся со знаком вопроса. И тогда этот этап на других уроках будет выглядеть как обсуждение продвижения по карте: что изучено, что нет, что на сегодня, как? 2. Этот этап может быть простроен на прочтении и обсуждении аннотации к параграфу, или вопросов после параграфа, или определений основных понятий. Что нам нужно узнать, что из этого нам знакомо, как будем узнавать, в какой последовательности? 3. Можно строить кластер ассоциаций на тему. Тема такая-то, что у нас с ней ассоциируется?.... затем классифицировать ассоциации по основным признакам понятия, а затем в ходе урока подтверждать или опровергать составляющие схемы, опираясь на текст учебника и другие источники информации. 4. Можно выстроить эту часть урока на презентации домашней работы. Почему вопрос был один, а ответы у вас получились разные? (разные схемы, тексты, ответы и т.д). Как ответим на это? какие вообще были варианты ответов? давайте проверять, как? 5. Можно объявить тему и составить список вопросов по теме? На какие вопросы мы знаем точный ответ, на какие можем предположить, на какие вопросы нам сейчас не ответить? Как будем искать ответы? и потом весь урок отстроить на поиске ответов. В разных источниках. Вариантов ещё может быть дцать. У каждого учителя свой, для каждого класса свой. Сухой остаток этапа: цель и план, по которому будут идти, чтобы достичь цели. Дети должны это проговорить. Этап оптимальной работы Опять же в контексте деятельности этот этап - этап следования намеченному плану. Зафиксированные задачи решаются одна за другой, называется способ, при помощи которого решаются задачи, впоследствии должны выделиться типовые задачи и типовые способы (например, как заучить правило? сначала 3 раза прочитать, потом проговорить себе под нос, потом проговорить в парах) и дети сами смогут предлагать способ под задачу. После каждой задачи предполагается короткая фиксация: был ли эффективен способ, решена ли задача и можно ли двигаться дальше. На данном этапе рекомендуется чётко формулировать установки к заданиям, указывая способ деятельности: построить схему, классифицировать объекты, создать развёрнутый план и т.д. Этап переключения На данном этапе можно использовать физминутку. Можно дать короткий яркий текст для прочтения и усиления проблематики, можно устроить промежуточную презентацию в группах, можно перейти из одного помещения в другое (например, выйти в фойе на сцену, чтобы там прочесть стихи или презентовать работы), можно поменять группы, можно из группы перейти в пары. В общем, этот этап должен пониматься всеми как смена деятельности: перемещение в пространстве, переход от работы в группе к презентации работы в группе, переход от прочтения текста к созданию собственного и т.д. Этап продолжения основной деятельности Это этап, в котором должен прорисовываться продукт урока, о котором говорилось в начале. Текст, выученный стих, упражнения к правилу, таблица, рисунок, схема, модель и т.д. Это этап завершения работы над продуктом (индивидуального, группового или парного) и его представления. Варианты представления могут быть разными: закрой глаза и расскажи правило самому себе, обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга упражнения, представь соседу по парте способ, которым ты решил задачу, зачитайте в группе по цепочке полученные тексты, размести свой рисунок на выставку и т.д. Важно сохранять субъектность и авторство. Это важно с точки зрения возникающего у ребёнка чувства взрослости. Важно продукт предъявить другим, с точки зрения тяги к общению. Поэтому: рисунки лучше разместить на сменной выставке в холле (по крайней мере, лучшие), текст - выложить на сайт, плакат или схему - приклеить на стену, чтобы могли видеть другие классы. Поэтому данный этап можно назвать этапом завершения и предъявления продукта и получения обратной связи (от других ребят, от учителя). Этап завершения В контексте деятельности данный этап - этап рефлексии. То есть возвращение к цели и задачам, оценка их выполнения и оценка результативности применённых средств. Возраст говорит нам о том, что ученик считает себя взрослым. Значит, точно считает, что может сам оценить свою деятельность. Это значит, ему надо предоставить такую возможность. Понятно, что урок не позволит дать возможность каждому высказаться, это значит, нужно изобретать другие формы фиксации. Например, единая таблица с приобретёнными знаниями. Правило такое-то, отметка "выучил". Текст по теме такой-то - "написал". Таблица "Голосеменные" - сделал. И в контексте того, что всё, что с ребёнком происходит, должно перекладываться в плоскость общения, все эти рефлексивные фиксации где-то должны презентоваться. Во время итогового урока по теме, на самом уроке, на классном часу, перед родителями, становиться частью портфолио и т.д. Таким образом, мы попытались переложить методику на возраст и сделать урок целостным. дальше - можно наполнять каждый этап комфортными для класса и учителя приёмами и техниками. Авторы текста: Юлия Владимировна Качаева, Олеся Александровна Даммер | |
|