Четверг, 02.05.2024, 06:06
Меню
Поиск
Мини-чат
Конкурсы
Наш опрос
Нужен школе электронный дневник?
Всего ответов: 1306
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0









Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Школа
Календарь новостей
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
График каникул
Расписание каникул:
Осенние каникулы:
29.10.2023 – 06.11.2023 г.,
Зимние каникулы:
31.12.2023 - 08.01.2024 г.,
Весенние каникулы:
24.03.2024 - 31.03.2024 г.








Главная » 2014 » Апрель » 2 » МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ № 28. Лекция.
14:31
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ № 28. Лекция.

Здравствуйте, коллеги! Мы провели уже две встречи, касающихся вузовских форм обучения в школе.  Мы приняли решение работать в данном направлении в следующей логике: 1. обзорный доклад   участников стажёрской площадки в Преображенской школе; 2.  теоретическое обсуждение формы "лекция" и мастер-класс от участников стажёрской; 3. мастер-классы от каждого МО и их обсуждение; 4.  реализация разработок на практике; 5. выбор новой формы.

По результатам последней встречи и на основе материалов, предоставленных участникам стажёрской площадки Преображенской школой, я публикую некоторые теоретические зарисовки к данному вопросу.

Лекция - это последовательное монологическое изложение теории учебного материала. В школьном варианте лекция требует организации о связи и диалога с учащимися, применения разнообразных приёмов удержания и переключения внимания.

Этапы проведения лекции:

1. Организационный: учащимся сообщается  тема, цель лекции, её план, обсуждается продукт и, возможно, делается заготовка для него (например, таблица), обсуждается регламент (когда задавать вопросы).

2.  Основная часть: сама лекция. Важно помнить, что лекция - это текст.  Поэтому  выстроена она должна быть согласно требованиям к композиции текста: должно быть начало, основная часть, заключение.

3. Завершающия часть: проверка восприятия, например, вопросы по опоре.  И рефлексия.

Стоит отметить, что сам продукт 9таблица, конспект и т.д.)  не оценивается. Однако оценивается умение учащегося им пользоваться, например, на следующем уроке учитель может попросить ученика сделать доклад по его констпекту и за доклад выставить отметку.

 Лекции бывают следующих видов:

  • Монолекция – представляет собой начитывание материала:

•    Лекция по принципу обратной связи – (сочетает объяснение с активным привлечением учащихся);

•    Комбинированная лекция – это чтение с демонстрацией опытов, иллюстрированного, аудио-видео материала;

•    Многоцелевая лекция  основана на комплексном взаимодействии отдельных элементов: подаче материала, его закреплении, повторении и контроле;

•    Лекционный обзор материала по тематическому циклу имеет итогово - обобщающий характер;

•    Проблемная лекция - это апробация многовариантных подходов к решению представленной проблемы, она активизирует личный поиск учащихся; в ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях; главная цель такой лекции – стимулировать самостоятельное приобретение учащимися знаний;

•    мини-лекция  может проводиться учителем в начале каждого урока в течение десяти минут по одному из вопросов изучаемой темы. Как правило, эта форма используется в 5-6 классах, где учащиеся еще не способны воспринимать учебный материал в большом объеме. В более  старших классах мини-лекция может быть использована как задание творческого уровня, когда ученик выступает с самостоятельно  подготовленным сообщением по изучаемой проблеме;

•    кино – (видео) лекция способствует развитию наглядно-образного мышления у школьников.; учитель осуществляет подбор необходимых кино-, видеоматериалов по изучаемой теме4 перед началом просмотра которых до учащихся доводится целевая установка, а входе просмотра учитель комментирует происходящие на экране события;

•    лекция – визуальная. Основное содержание такой лекции представлено в образной форме ( в рисунках, графиках, схемах и т.д.); визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем;

•    лекция вдвоем представляет собой работу двух учителей (учителя и ученика), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой, так и с учащимися; проблематизация происходит как за счет формы, так и за счет содержания;

•    лекция-пресс-конференция: ее содержание оформляется по запросу (по вопросу) учащихся с привлечением нескольких учителей;

•    лекция-консультация близка к лекции пресс-конференции; различие – приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности; консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся и использовать его профессионализм;

•    лекция – провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умение учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее, может использоваться как метод «живой ситуации»;

•    лекция-диалог протекает в виде серии вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции; к этому виду примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация;

•    лекция с применением игровых форм (мозговая атака, разыгрывание конкретной ситуации и т.д.), когда учащиеся сами формируют проблему и сами пытаются ее решить.

Категория: Методический день 2012-2015 | Просмотров: 1358 | Добавил: Yurta | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]