- Наши филиалы
Культурные мероприятия [455] |
Спортивные мероприятия [167] |
События за пределами школы [238] |
Конкурсы [169] |
Образовательные события [393] |
ФГОС ООО [161] |
Методический день 2012-2015 [65] |
ФГОС СОО [21] |
Новости филиалов [26] |
Новости начальной школы [190] |
Планы [14] |
Выпускники [32] |
Летний отдых [104] |
Инновационная площадка [3] |
Методический день [19] |
Спортивный клуб "Виктория" [5] |
14:31 МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ № 28. Лекция. | |
Здравствуйте, коллеги! Мы провели уже две встречи, касающихся вузовских форм обучения в школе. Мы приняли решение работать в данном направлении в следующей логике: 1. обзорный доклад участников стажёрской площадки в Преображенской школе; 2. теоретическое обсуждение формы "лекция" и мастер-класс от участников стажёрской; 3. мастер-классы от каждого МО и их обсуждение; 4. реализация разработок на практике; 5. выбор новой формы. По результатам последней встречи и на основе материалов, предоставленных участникам стажёрской площадки Преображенской школой, я публикую некоторые теоретические зарисовки к данному вопросу. Лекция - это последовательное монологическое изложение теории учебного материала. В школьном варианте лекция требует организации о связи и диалога с учащимися, применения разнообразных приёмов удержания и переключения внимания. Этапы проведения лекции: 1. Организационный: учащимся сообщается тема, цель лекции, её план, обсуждается продукт и, возможно, делается заготовка для него (например, таблица), обсуждается регламент (когда задавать вопросы). 2. Основная часть: сама лекция. Важно помнить, что лекция - это текст. Поэтому выстроена она должна быть согласно требованиям к композиции текста: должно быть начало, основная часть, заключение. 3. Завершающия часть: проверка восприятия, например, вопросы по опоре. И рефлексия. Стоит отметить, что сам продукт 9таблица, конспект и т.д.) не оценивается. Однако оценивается умение учащегося им пользоваться, например, на следующем уроке учитель может попросить ученика сделать доклад по его констпекту и за доклад выставить отметку. Лекции бывают следующих видов:
• Лекция по принципу обратной связи – (сочетает объяснение с активным привлечением учащихся); • Комбинированная лекция – это чтение с демонстрацией опытов, иллюстрированного, аудио-видео материала; • Многоцелевая лекция основана на комплексном взаимодействии отдельных элементов: подаче материала, его закреплении, повторении и контроле; • Лекционный обзор материала по тематическому циклу имеет итогово - обобщающий характер; • Проблемная лекция - это апробация многовариантных подходов к решению представленной проблемы, она активизирует личный поиск учащихся; в ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях; главная цель такой лекции – стимулировать самостоятельное приобретение учащимися знаний; • мини-лекция может проводиться учителем в начале каждого урока в течение десяти минут по одному из вопросов изучаемой темы. Как правило, эта форма используется в 5-6 классах, где учащиеся еще не способны воспринимать учебный материал в большом объеме. В более старших классах мини-лекция может быть использована как задание творческого уровня, когда ученик выступает с самостоятельно подготовленным сообщением по изучаемой проблеме; • кино – (видео) лекция способствует развитию наглядно-образного мышления у школьников.; учитель осуществляет подбор необходимых кино-, видеоматериалов по изучаемой теме4 перед началом просмотра которых до учащихся доводится целевая установка, а входе просмотра учитель комментирует происходящие на экране события; • лекция – визуальная. Основное содержание такой лекции представлено в образной форме ( в рисунках, графиках, схемах и т.д.); визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем; • лекция вдвоем представляет собой работу двух учителей (учителя и ученика), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой, так и с учащимися; проблематизация происходит как за счет формы, так и за счет содержания; • лекция-пресс-конференция: ее содержание оформляется по запросу (по вопросу) учащихся с привлечением нескольких учителей; • лекция-консультация близка к лекции пресс-конференции; различие – приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности; консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся и использовать его профессионализм; • лекция – провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умение учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее, может использоваться как метод «живой ситуации»; • лекция-диалог протекает в виде серии вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции; к этому виду примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация; • лекция с применением игровых форм (мозговая атака, разыгрывание конкретной ситуации и т.д.), когда учащиеся сами формируют проблему и сами пытаются ее решить. | |
|
Всего комментариев: 0 | |