Пятница, 26.04.2024, 12:40
Меню
Поиск
Мини-чат
Конкурсы
Наш опрос
Нужен школе электронный дневник?
Всего ответов: 1306
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0









Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Школа
Календарь новостей
«  Ноябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
График каникул
Расписание каникул:
Осенние каникулы:
29.10.2023 – 06.11.2023 г.,
Зимние каникулы:
31.12.2023 - 08.01.2024 г.,
Весенние каникулы:
24.03.2024 - 31.03.2024 г.








Главная » 2014 » Ноябрь » 18 » МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ № 34. Стратегии (этапы) работы с текстом
11:03
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ № 34. Стратегии (этапы) работы с текстом

Коллеги, как вы, наверное, почувствовали, делаю подборку материалов для конструирования урока. Данный текст вам уже знаком - это виды деятельности по этапам работы с текстом. Взят он из статьи Н.Н.Сметанниковой "Стратегии воспитания читателя в культуросозидающей модели образования". 

 Виды деятельности по этапам:

Предтекстовая – ориентировочная деятельность наиболее разнообразна. Она включает: постановку цели чтения; определение характера текста, которое возможно после  просмотра его заголовка и подзаголовков; предположение о цели его написания, т.е. о замысле автора. В результате ориентировки в тексте чтец принимает решение о виде чтения и приступает к деятельности, пользуясь стратегиями, относящимися к механизмам чтения.

Целью ориентировочных предтекстовых  стратегий является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний, диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, повышение скорости чтения и количества прочтений, мотивирование читателя. С позиции пробуждения  интереса к чтению исследователи отмечают семь наиболее продуктивных предтекстовых стратегий: создание глоссария необходимых для чтения данного текста слов, припоминание важной информации), использование предварительных «организаторов» чтения, беглый обзор материала, постановку предваряющих чтение вопросов, зрительную представленность прогнозируемого содержания текста, мозговой штурм (М. Тоньес).

Во время чтения чтец выдвигает гипотезы, которые опровергаются или подтверждаются в процессе читательской деятельности. Выдвижение гипотез о содержании текста сопровождается мониторингом чтения, т.е. постановкой и ответом на вопросы: имеются ли в тексте слова, которые я не понимаю, имеется ли в тексте информация, которая не согласуется  с тем, что я уже  знаю по этому вопросу, понимаю ли я о ком и о чём идет речь, как связаны друг с другом суждения (основные мысли, положения) текста, не противоречивы ли они, вся ли информация ясно выражена в тексте или есть имплицитная, подразумеваемая информация и т.д. К стратегиям механизмов чтения как раз и относятся стратегия выдвижения гипотезы, ее подтверждения или отклонения, стратегия контекстуальной и смысловой догадки и стратегия мониторинга чтения.

Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является развитие его механизмов, то есть выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом стратегий этого этапа, этапа текстовой деятельности (while reading) является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета. Преподаватель вмешивается в процесс чтения обучающегося с целью помочь, предоставить дополнительную информацию и просто обучить. Чем труднее материал, с которым работает читатель, тем большая помощь преподавателя ему необходима. Поэтому наиболее эффективными будут стратегии, связанные с ведением записей в самой различной форме, с руководствами по чтению, с многочисленностью вариантов работы со словом, рубрикацией и системной организацией (или кластеризацией), с догадкой на основе контекста и с мнением, базирующимся на тексте.

Послетекстовая деятельность включает обдумывание текста и выполнение задания, которое может быть репродуктивным, продуктивным, коммуникативным, творческим. Послетекстовая деятельность может представлять  собой решение самостоятельно поставленной читателем задачи, либо задачи, поставленной преподавателем, она  может носить учебный, познавательный или практически-прикладной характер.

Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного. К ним относятся стратегии воспроизведения текста с различной степенью развернутости и сжатости, как то: суммация содержания текста в форме краткого изложения без изменения структуры текста и с изменением его; аннотация, реферат или резюме, выделение важного, обобщение, констатация значимости; трансформация текста в другую литературную или внетекстовую форму (сценарий, пьеса, стихотворение, пятистрочник, биографическое творчество, иллюстрация, плакат и др.); ведение журнала чтения и читательских реакций, а затем написание собственных текстов – от  простых по форме алфавитных книжек, содержащих примеры слов на каждую букву алфавита,  до сказок, рассказов, стихов. 

 

Категория: Методический день 2012-2015 | Просмотров: 1242 | Добавил: Yurta | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]